Это вполне очевидно, если мы сопоставим крайние полюсы: напр, натурализм разных оттенков, который воообще слеп к злу в мире и видит в нем случайность, недоразумение или заблуждение (таков же и новейший гуманизм с его теориями прогресса: социализмом, анархизмом, позитивизмом [О «Теориях прогресса» см. статью С. Н. Булгакова «
Основные проблемы теории прогресса» в его книге «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903).]), и антикосмизм, который слеп к добру в мире и видит в нем только злую майю (буддийский аскетизм, философский пессимизм).
Отцы церкви (т. наз. каппадокийцы) [Капподокийские отцы церкви (Капподокия — область в Малой Азии) — восточные богословы ГУ в.: Григорий Назианзин (Богослов), Василий Великий, Григорий Нисский — систематизаторы христианского вероучения, разрабатывавшие в
основном проблемы «христологии» (три ипостаси, божественная сущность и т. п.).
Неточные совпадения
Проблема Востока и Запада в сущности всегда была
основной темой всемирной истории, ее осью.
Проблема теодицеи была для меня прежде всего
проблемой свободы,
основной в моей философской мысли.
Известно, что
проблема искренности для Жида
основная, он хочет быть почти маниаком искренности, его point d’honneur [Дело чести (фр.).] говорить о себе все самое плохое, некрасивое, отталкивающее.
Все это связано для меня с
основной философской
проблемой времени, о которой я более всего писал в книге «Я и мир объектов».
Проблема конфликта личности и общества мне представлялась
основной.
И, наконец, Чаадаев высказывает мысль, которая будет
основной для всех наших течений XIX в.: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть
проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».
Но Достоевский связывал его с
основными русскими
проблемами, прежде всего с
проблемой конфликта личности и мировой гармонии.
Основной философской
проблемой для меня является
проблема объективации, которая основана на отчуждении, потере свободы и личности, подчинении общему и необходимому.
Но если бы Лосский строил сознательно онтологическую гносеологию, он не впал бы в тот гносеологический оптимизм, который составляет
основной дефект его книги, он дал бы верное освещение
проблемы лжи в восприятии мира и познании мира, что составляет для него главный камень преткновения.
Если перевести этот
основной и элементарный факт религиозного сознания на язык религиозной философии, мы тотчас же увидим, что перед нами явно противоречивое сочетание понятий, приводящее к антиномии [
Проблема антиномизма в мышлении наиболее радикально поставлена в книге свящ.
Эта
проблема вполне аналогична
проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении в первоначальном, чистом Ничто одновременно и Бога и мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из
основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Основная этическая
проблема государства есть
проблема отношения государства и личности.
Основной, изначальной
проблемой является
проблема человека,
проблема человеческого познания, человеческой свободы, человеческого творчества.
Тут не было никакого прикосновения к глубочайшей
проблеме смерти,
основной для сознания религиозного, и особенно христианского.
Между тем как ад есть не только конечная
проблема этики, но
основная ее
проблема, без решения которой этика остается поверхностной.
Это и есть
основная метафизическая
проблема этики, до которой она редко возвышается.
Основной для антропологии является
проблема пола.
Тут мы переходим к
основной для христианской лики
проблеме.
Дюркгейм, Леви-Брюль делают интересные и важные исследования, но они не имеют прямого отношения к этике, проходят мимо
основной этической
проблемы.
Даже ад может представляться этическому мыслителю торжеством добра, ибо
основной для него представляется
проблема оправдания добра, а не
проблема существования зла и злых.
Темнело. Сменили второй самовар. В маленькие окна тянуло из сада росистою свежестью и запахом спелых вишен. Токарев взял со стола продолговатую серенькую книжку и стал просматривать. Это были протоколы недавнего ганноверского съезда немецкой социал-демократической партии [Съезд состоялся в Ганновере в 1899 году и осудил Э. Бернштейна, автора книги «
Проблемы социализма» (1898), в которой ревизуются
основные положения марксизма.].
Тут поставлена
проблема теодиции,
проблема оправдания страдания, которая есть
основная русская
проблема и источник русского атеизма,
проблема цены прогресса, которая будет играть большую роль в социальной мысли 80-х годов.
Проблема сильной власти для него
основная.
Проблема власти была
основной у Ленина и у всех следовавших за ними.